АРМИЯ
Карусов
Воскресенье, 20.08.2017, 05:04


"...Цивилизация гибнет только у тех, кто сам её уничтожил.
И в этом была главная ошибка Карусов.
Они пожалели тех, кто сам уничтожил свои Миры и сам для себя ничего не стал делать, чтобы выжить на своих погибших планетах..."
 
Приветствую Вас Гость | RSS
  "Не забывайте, что за Вами стоит целая Армия людей, которым теперь надо объяснять все, что Вы поняли сами!"   [Новые сообщения · · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Тематические форумы » История Стран и Городов » История Челябинска и Челябинской области (История Челябинска и Челябинской области.)
История Челябинска и Челябинской области
MargaritaДата: Суббота, 18.03.2017, 09:01 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 561
Статус: Offline



История Челябинска и Челябинской области



Прикрепления: 8528351.gif(51Kb)
 
ЕленаКРДата: Воскресенье, 19.03.2017, 09:36 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 83
Статус: Offline
А ПРАВДА ЛИ? Был ли Челябинский оперный театр разрушен взрывом в годы ВОВ?

Источник статьи.

«А правда ли, – спрашивает нас Елена Матюшина из Сатки, – что в годы Великой Отечественной в Челябинском оперном театре, где тогда размещался завод “Калибр”, выпускавший боеприпасы, прогремел страшный взрыв? И поэтому театр открылся только в 1956 году?»

Мы знаем, где искать ответ на этот вопрос. Конечно, в самом театре.Челябинский театр оперы и балета имени Глинки. Один из главных центров культуры Южного Урала. Находясь здесь, среди хрустальных люстр и белоснежных потолков, трудно себе представить, что 70 лет назад под этими сводами вместо Чайковского и Верди звучала совершенно иная «музыка» – рокот и визг фрезерных и токарных станков московского завода «Калибр». Своим появлением в стенах недостроенного здания оперного театра, сооружение которого началось в 1937 году, промышленное предприятие обязано Государственному комитету обороны, решением которого в Челябинск был эвакуирован московский завод. В город прибыло 30 эшелонов с людьми и оборудованием. Несмотря на неприспособленность помещений для организации производства, уже в феврале 1942 завод приступил к выпуску продукции.

«Он назывался Завод измерительных приборов. Поэтому нигде официально не звучало, что выпускались гильзы, снаряды, патроны», – рассказал хранитель архива ЧГАТОБ Сергей Чадов.Сергей Чадов в театре с 1973 года. В прошлом – солист балета. А в 1990 году начал собирать архив, что и продолжает делать до сих пор. По его сведениям, о взрыве, прогремевшем в помещении театра, несмотря на специфичность выпускавшейся тогда продукции, архивные источники не упоминают. Тем не менее, слухи о взрывах имеют под собой реальное основание.

Все пространство сцены – вплоть до пола оркестровой ямы – было залито толстым слоем бетона. Позже, во время ремонта, и прозвучали взрывы. Взрывали аммонал, чтобы пробить этот многометровый слой. «Это намного сильнее, чем сейчас динамит или тротил. Вот от этого, может быть, и были такие страшные звуки. Ну, а здание, как свидетельствуют фотографии 1948 года, не было повреждено, просто оно пострадало от того, что было пропитано толстым слоем эмульсии и масел, которые пришлось выжигать паяльными лампами», – пояснил Сергей Чадов.

Потому-то ремонт и затянулся до 1955 года. Кстати, во время реконструкции театр изменил свой внешний вид – место шести квадратных колонн заняли восемь круглых, появились знаменитый фронтон со скульптурами и надстройка над сценой. В некоторых местах театр сохранил оригинальные росписи конца 40-х – начала 50-х годов. По ним можно судить, каким был интерьер учреждения в послевоенное время.
Вторая перемена интерьера произошла в 1980-83 годах. Тогда лепнина зрительного зала и фойе была покрыта сусальным золотом, которого потребовалось 11 килограммов. Люстры и канделябры украсил новый хрусталь, а их бронзовые фрагменты были отшлифованы. Театр приобрел свой современный вид, полностью очистившись от заводского наследия военной поры. Теперь понятно, откуда взялись слухи о взрыве, якобы разрушившем часть театра. Война оставляет раны и шрамы, но для Челябинского театра оперы и балета воспоминания о них уже позади.Сергей Подолий.
Челябинский оперный театр в годы ВОВ.


Современный вид Челябинского театра Оперы и Балета.

 
MargaritaДата: Суббота, 08.04.2017, 17:01 | Сообщение # 3
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 561
Статус: Offline
Старый Челябинск. 1919 год.

"Около века назад, в 1919 году французские военные операторы сняли кинохронику "Белая Сибирь". Она освещает действия французской военной миссии в армии адмирала Колчака. В фильме показаны реальные люди того времени (как исторические деятели, так и самые обычные мужчины и женщины), их быт, панорамы городов, деревень и рек. На пленку попал и наш Челябинск. Можно увидеть, в частности, храм Александра Невского, улицу Уфимскую (нынешняя Кирова), мост через реку Миасс, парад сербского батальона и другие потрясающие кадры без малого вековой давности".

 
ЕленаКРДата: Понедельник, 17.04.2017, 08:51 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 83
Статус: Offline
Тайны "Мадридского двора". Изучаем один из самых загадочных домов Челябинска.

Полный материал статьи Источник

Сразу два видных челябинских дома претендуют на народное прозвище «Мадрид». Теперь о нём почти забыли, и уже трудно установить, как оно возникло и какому именно дому принадлежит. Об этой и других особенностях двух зданий на углу проспекта Ленина и улицы Свободы – в материале 74.ru.
*

Происхождение
Дом с комиссионкой (ул. Свободы, 139/пр. Ленина, 43) – под этим именем он был известен нескольким поколениям челябинцев, – был построен между 1936 и 1940 годами для инженеров и руководителей ЗСО – завода имени Серго Орджоникидзе, более известного как Станкомаш (ныне часть промышленной группы «Конар»). Именно между – точная дата неизвестна. Управляющая компания «Созвездие» сообщает, что здание построено в 1940 году; в учетной карточке Центра историко-культурного наследия Челябинска (ЦИКН), которую составлял Владимир Боже, указано: «ориентировочно – не ранее 1940-х гг.»; в другой карточке говорится «1936-37 гг.»; по словам бывшего председателя профкома и замгендиректора Станкомаша по социальным вопросам Владимира Михина, дом был построен в 1936 году; другие старожилы дома называют 1938–1939 годы; пресс-секретарь АО «Конар» Светлана Доронина утверждает, что строительство здания было закончено в 1940 году, а начато ранее.

Газеты добавляют неразберихи: 4 июля 1940 г. «Челябинский рабочий» писал о том, что «в конце года будет сдано в эксплуатацию новое пятиэтажное здание на углу улиц Ленина и Спартака. В доме будет 32 квартиры. Сейчас ведется достройка здания», 23 ноября там же появляется заметка: «Мы уже сообщали о том, что на углу улиц Спартака и имени Ленина строится новый жилой дом горсовета. На днях здесь были сданы в эксплуатацию первые 8 квартир. Сейчас производятся штукатурные работы в 12 квартирах, которые должны быть сданы в эксплуатацию к 1 января. Остальная часть здания будет закончена в 1941 году».

По всей вероятности, так дом и строили – с 1936 года до 1940-го. И потом достраивали.
– Здание заселялось руководителями Станкомаша, и кандидаты тщательно отбирались как по рабочим качествам, так и по моральным – как дела в семье, не пьет ли, какой имеет авторитет в коллективе, – рассказывает Владимир Михин. – В доме были коммуналки, но нет однокомнатных и двухкомнатных квартир, только четырех- и пятикомнатные, и высота потолков 3,2 метра.



В Челябинске не сохранилось фотографий строительства этого дома, только фото завершения отделочных работ

*

Подъезды поражают своим великолепием.

Поэт Лев Бондаревский вспоминал, что в угловом подъезде было много коммуналок, а старожил дома Михаил Ивин отметил также, что дом ни разу не ремонтировали с момента постройки – лишь меняли крышу да ещё подъездные окна, разбитые метеоритом.Дом строили на совесть, это понятно сразу, как только войдёшь в подъезд. Широкие проёмы лестницы, запланированное под шахту лифта пространство, крепкие и целые ступени, широкие деревянные перила, медальоны с головами оленей на металлической части перил, дубовые подоконники – всё это впечатляет, как и толстые стены, двойные деревянные двери квартир, а также дружелюбие пожилых жильцов дома.
*
Лев Бондаревский предполагал, что название «Мадрид» дом мог получить из-за заселения в него беженцев из Испании.

По другой версии, построенный в годы гражданской войны в Испании дом напоминал челябинцам о столице пылающего государства своей архитектурой.
Координатор инициативной группы градозащитников «АрхиСтраж» Юрий Латышев высказывал предположение, что в строительстве могли участвовать испанцы, и отметил, что топоним мог принадлежать дому 47 по пр. Ленина.– Дом строился перед войной, по слухам – из кирпичей костёла, – рассказала корреспонденту 74.ru ведущий библиотекарь областной детской библиотеки Надежда Капитонова. – Честно говоря, впервые слышу, чтобы этот дом называли «Мадридом», в отличие от дома напротив заводоуправления Уралмаша в Екатеринбурге – там планировалось селить детей из Испании. Может быть, и в Челябинске гражданская война в Испании повлияла?Выдвигалась версия и о заселении дома ветеранами «интербригад» – советскими военными, которые воевали против армии испанского генерала Франсиско Франко в качестве добровольцев бок о бок с испанскими коммунистами.

Но вероятнее всего взаимосвязь топонима «Мадрид» с ЗСО – в заводской газете «Ударник» подробно описывались боевые действия в Испании и объявлялся сбор пожертвований на нужды добровольцев; будучи постоянно в курсе событий на другом конце Европы, ведущие работники завода могли дать звучное имя красивому дому, который для них в то время строили.*



Улица Спартак – с 1960 г. пр. Ленина. Улица Свободы (в границах от ул. Труда до ул. Спартак) появилась при слиянии в 1920 году Ахматовской и Ключевской улиц. Одновременно ул. Клубная в Привокзальной слободе была переименована в ул. Ленина, к ней в 1925–1926 гг. присоединили ул. Водопроводную. Объединённую ул. Ленина в 1960 г. присоединили к ул. Свободы при переименовании ул. Спартак в пр. Ленина. Улица Мастерская в 1937 г. была
переименована в ул. Пушкина.

По образу и подобию?
Дом стоит приблизительно на месте католического храма. Доминанта юго-восточной окраины Челябинска и уникальное украшение города, костёл был снесён в 1930-е по идейным соображениям – центр смещался от реки к вокзалу и никаких напоминаний о прошлом не должно было остаться.

– До разработки генплана 1936 года улица Спартака была застроена одно-двухэтажными жилыми домами, имела лишь два силуэтных акцента – женский монастырь (находился примерно там, где сейчас стоит гостиница «Южный Урал») и католический костёл (угол проспекта Ленина и улицы Свободы), – писал в своих мемуарах «Моя архитектурная судьба» Евгений Александров.

– У читателя может возникнуть вопрос: а зачем же было сносить украшавшие улицу культовые постройки? Обоснования этому, конечно, были.

Город Челябинск в ближайшие годы должен был превратиться в крупный социалистический промышленный, научный и культурный центр. В свою очередь, его центр должен был быть представлен совершенно новыми зданиями и сооружениями. И они уже появлялись.

Возможно, автор проекта Теодор Эрвальд относился к прошлому с большим почтением и хотел сохранить его в памяти челябинцев. А может, так проявлялось чувство юмора архитектора. Как бы то ни было, дом построен не только на месте храма, но и практически идентично ему. Высотность угловой части дома соответствует высоте стрельчатых башен, а первоначальное расположение дома исключительно по ул. Спартак практически полностью копирует образ католической церкви.
Старожилы вспоминают, что часть дома по улице Ленина достраивалась в 1940-е годы. Это видно и по архитектуре, особенно со двора – подъезды оформлены по-разному, как и лоджии, и карнизы. Однако есть и другие сведения: некоторые жители дома утверждают, что в 1939 г. была построена угловая часть дома, через год к ней пристроили часть дома по Спартаку, а уже в годы войны и после неё дом достраивался по ул. Ленина. Свою версию жильцы подкрепляют сведениями о сохранности балконов в разных частях дома и наличием капитальной стены, отделяющей третий подъезд от четвёртого.
*

Несмотря на элементы неоклассицизма, специалисты говорят стиль не отчетлив.
Первые десятилетия отопление было местным, в подвал сгружали уголь, и дети с удовольствием бегали среди куч угля и по чердакам единственного высотного здания в этой части города («Уральский сувенир» появился лишь во второй половине 50-х, а высотка Гипромеза выросла и вовсе лишь в 1970-х). Дом получил «в наследство» от храма и сад – на месте церковного садика силами начальника цеха благоустройства Ольги Ермошкиной вырос дворовый.
Голубая ель достигла третьего этажа, многочисленные яблони покрыты яркими плодами круглый год – земля возделанная, плодородная. Раньше входы в садик были обрамлены вазонами, в которых тоже садили цветы, но несколько лет назад вазоны убрали, оставив только тумбы.
Хотя эксперты рекомендовали сохранить дом как исторически средовой объект, он почему-то не является объектом культурного наследия, а значит не охраняется государством.

Птица счастья
Отличительная черта дома – скульптура птицы во дворе. Фонтан в виде аиста знаком многим молодым родителям, гулявшим в центре Челябинска с детьми. Принято считать, что появился он очень романтично – как подарок любимой женщине.
Главный инженер, а затем директор завода №200 (позднее известный как Станкомаш) Владимир Ниценко очень любил фонтаны и один за другим устанавливал их на территории Станкомаша; все детали были заводские, и форма фонтанов была оригинальной, по его проектам. В конце 1940-х Владимир Сергеевич влюбился в директора нынешней 121 школы, вдову «врага народа» Ганну Погудину. У них родился ребенок, потом Ганна Ефимовна переехала к Ниценко в дом на углу Ленина и Спартака. И здесь красивая история теряет чёткость.
*
По версии, описанной историком Игорем Нарским в книге «Фотокарточка на память», Ниценко поставил фонтан в виде аиста в благодарность за любовь и ребёнка: «Я живо представляю себе: ясное раннее утро, ведомственная квартира на четвёртом этаже с зашторенными окнами, выходящими на улицу Свободы. Владимир Сергеевич сдерживает радостное возбуждение, ждёт, когда проснется Ганна. Он приготовил ей подарок, какой может придумать только талантливый человек. Когда она проснётся, он – советский производственник, участник Гражданской войны, танкостроитель, скульптор, художник, скрипач, поэт – нежно обнимет за плечи ещё сонную любимую женщину, бережно подведёт к окну, выходящему на западную сторону. “Это – для тебя”, – голос пресечётся от волнения. И раздёрнет шторы. Свет на мгновение ослепит Ганну, а затем... затем она увидит в скверике под окнами фонтан: чёрно-белого аиста – птицу, приносящую женское счастье, – с грациозно изогнутой шеей и гордо поднятой головой, с красным клювом, направленным в небо».

Историк упоминает и другую версию: «Галина (так в тексте. – И. Нарский) Ефимовна Погудина... вспоминает, как однажды вышивала она аиста, и это увидел Владимир Сергеевич. Вскоре Галина Ефимовна заболела и пролежала в больнице больше месяца. Когда выписали, увидела “аиста” перед домом» (по книге краеведа В. Г. Борисова “Директор и художник”)».

Сын Владимира Сергеевича и Ганны Ефимовны Владимир Погудин говорит: подарок любимой – это просто красивая легенда.
*
– Фонтан делали на заводе. Плавили металл, и он шёл на ограды, тогда много чугунных заборов и ворот сделали, – говорит Владимир Погудин. – Вокруг фонтана был сквер, им потом пожертвовали при расширении улицы. Фонтан должны были перенести в другое место.
Но жители не захотели его отдавать, и фонтан был перенесён во двор на свой страх и риск. Потом уже его попортили... Первоначально ванна была оплетена лилиями и листьями, обложена кусками мрамора снаружи, клюв у аиста был раскрыт, теперь это просто трубка коническая.
Игорь Нарский так описывал фонтан во дворе дома: «Чугунный крашеный чёрно-белый аист в тёплое время года, выгнув шею, выпускал из вертикально поднятого красного клюва струю воды; тем же самым занимались лягушки, расположившиеся у него в ногах».
Владимир Ниценко спроектировал и ворота возле дома. Они тоже сохранились – и тоже не в полном виде. На фотографиях из музея АО «Конар» видно, что двор уже в 50-е годы был закрытым – две калитки, ворота и продолжение ограды (на его месте теперь ресторан «Аэлита»). В последние годы решетки закрыты рекламой, а сами ворота скрыты пристроем к ресторану, и литое украшение в виде дубовых листьев по периметру ворот теперь видно только на единственной сохранившейся калитке.
Сын Владимира Ниценко и Ганны Погудиной вздыхает: «На детях гениев природа отдыхает». В отличие от отца он не рисует и не лепит скульптуры, только внуку Ниценко передалась эта склонность – Игнат Погудин создаёт 3D-модели зданий.
*


Фонтан во дворе другой, но по-прежнему любимый детьми.
Владимир Владимирович помнит из рассказов мамы, что когда семья въехала в трёхкомнатную квартиру в части дома, расположенной по ул. Ленина, она была едва сдана и только-только заселялась, даже ещё не была оштукатурена, в отличие от угловой и расположенной по ул. Спартак частей.

*
Лже-Мадрид?
*


Другим претендентом на топоним «Мадрид» стал соседний дом – пр. Ленина, 45. Но тут архивные документы лишь добавляют загадок: в 1935 году к строительству был намечен дом печати – между улицами Мастерской и Свободы, на углу Мастерской и улицы Спартак. Если учесть, что улица Свободы того времени – это участок нынешней улицы Свободы от улицы Труда до улицы Спартак, получается, что стройка планировалась на месте «Детского мира». Но в то же время несколько депутатов горсовета были прикреплены надзирать за строительством дома абразивного завода – на участке в границе улиц Мастерской, Спартак, Свободы. И следующий документ – записка замдиректора абразивного завода, приложенная к стенограмме пленума: «Поправка по абразивному заводу.

Форсировать работы по строительству обоих крыльев здания под которыми уже подведён фундамент с окончанием кладки в 11 ноября. Немедленно приступить к перепроектированию фундаментов под средней частью здания с тем, чтобы развернуть работы по средней части вслед за изготовлением чертежей. Работу организовать таким образом чтобы к 1 января обеспечить подведение под крышу всего дома. Зимний сезон полностью использовать для внутренних работ» (орфография и пунктуация сохранены. – Прим. авт.).
*


Первоначально дом по пр. Ленина, 45 состоял из трех двухэтажных домов.




В июле директор завода Айрапетов уведомил горсовет, что «в связи с крайне тяжёлыми жилищными условиями на абразивном заводе, по указанию Главабразива, мы в ближайшие дни начнём перестраивать первый этаж нашего нового жилого дома по улице Спартак, предназначавшегося для магазина, под жильё. Поэтому – просим отменить Ваше решение о предоставлении I этажа другим организациям». Через несколько дней директору завода ответил зампредседателя горсовета Гаев: «Ваша просьба об использовании первого этажа жилого дома по ул. Спартак под жильё не может быть удовлетворена, т.к. на основании постановления СНК СССР нижние этажи домов, строющихся на фронтальных улицах, под жильё не могут быть использованы» (орфография и пунктуация в обеих цитатах сохранены. – Прим. авт.). Первый этаж дома был забронирован под магазин табачных изделий Союзтабака и парикмахерскую Челябоблторга.
Лишь в одном документе говорится, что дом абразивного завода мог именоваться «Мадридом» – в учётной карточке ЦИКН. Но и там, как мы уже знаем, могут встречаться ошибки.

Любопытные соседи
А дом печати, вероятнее всего – будущая ткацкая фабрика. Здание стояло на углу пр. Ленина и ул. Свободы и в 1990-х, после переезда фабрики на северо-запад, стало ветшать.
*


На этом месте позднее построили ткацкую фабрику, а теперь там уже много лет котлован.
– Композиция выдержана в монументальных классических формах, с применением большого ордера по всей высоте фасада, крупного треугольного фронтона, занимающего боковое положение, – описывалось здание ткацкой фабрики в учётной карточке ЦИКН. – Главным элементом фасадной композиции являются пилястры и полуколонны композиционного ордера с развитыми капителями,расположенные в простенках. Ряд входов в здание имеют арочную форму. В тимпан фронтона вписан рельеф. Фасады имеют облицовку. Рекомендуется как исторически ценный средовой объект.
Вместо восстановления здание было снесено в 2000 году, с тех пор в центре города зияет котлован.
– В те годы строились три знаковых культурных объекта – публичная библиотека (ныне часовой завод), оперный театр и музыкальное училище (потом в это здание въехала ткацкая фабрика), – отмечает Надежда Капитонова. – Все они должны были быть сданы к 7 ноября 1941 года, но война сломала планы.
*
Прикрепления: 0945869.jpg(242Kb) · 0409606.jpg(191Kb) · 2888397.jpg(283Kb) · 1856722.jpg(194Kb) · 6960267.jpg(788Kb) · 9055200.jpg(346Kb) · 7244349.jpg(183Kb) · 9290832.jpg(301Kb) · 3966977.jpg(660Kb) · 7929461.jpg(309Kb)
 
ЕленаКРДата: Понедельник, 17.04.2017, 09:03 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 83
Статус: Offline
Тайны "Мадридского двора". Изучаем один из самых загадочных домов Челябинска.
(Продолжение)


Такой ткацкую фабрику запомнили старожилы.
В своих дневниках, изданных в прошлом году под заголовком «Повседневность и война», зампредседателя Челябинской областной плановой комиссии Борис Катаев упоминает оба дома – и «Мадрид», и дом печати: «Родственник №541-го (завода. – Прим. авт.), №545-й, размещается в "Доме печати", в связи с чем последний достраивается и, как заявляет Гвоздев, почти без изменения проекта, с несколько большей высотой. Это уже совсем неплохо. Едва ли этот №545-й захочет и после войны остаться в центре города в приспособленном и для него всё же недостаточном помещении. Уедет или новое здание где-нибудь на востоке города поставит. А Дом печати используется по назначению. <…>

Надо кому-нибудь навязать библиотеку и, пожалуй, "Мадрид". Не мокнуть же им осень и зиму». Далее он пишет: «Завод №535 (а не 545, как я раньше записывал) должен был разместиться в "Доме печати", но, как заявил Гвоздев, с него сняли отпущенные было капиталовложения, объединили его с №541, который по этому случаю решил использовать, кроме первого и второго, и верхние два этажа пединститута, а кроме того, ему передано расположенное напротив здание дивизиона войск НКВД. А здание "Дома печати" пустует по-прежнему. Хотел было туда втиснуться прибывший наконец завод имени Кирова. Скибинский, директор завода, облазил уж его и нашёл вполне удовлетворительным для размещения завода, но... Шувалов, секретарь Обкома ВКП (б) по оборонной промышленности, прочит его под какое-нибудь оборонное предприятие, а Малиненко, секретарь Обкома ВКП (б) по машиностроению, находит, что вообще заводу в центре города не место. Как будто бы пединститут не в центре города. Кончится всё это тем, конечно, что в "Дом печати" вселят какую-нибудь гадость, которая задымит и запакостит всю территорию. <…>Я уже писал, как дело обстоит с оборонной промышленностью, – могу добавить, что по терапевтическому, например, корпусу ничего не делается, "Мадрид" не достраивается».

*

Выходит, в ноябре 1941 года строительство «Мадрида» было не завершено? Это вновь отсылает к версии о доме абразивного завода – он был окончательно надстроен в годы войны. Но и к версии о доме ЗСО – если он действительно строился поэтапно до, во время и после войны. При этом в энциклопедии «Челябинск» говорится, что после эвакуации из Серпухова и Ярцево текстильного оборудования «было начато проектирование фабрики в недостроенном здании Дома печати (на перекрестке ул. Красноармейской и пр. Ленина).

Тогда же и началось строительство, завершившееся к концу 1947 г.». А краеведы отмечают, что 3 января 1941 г. облисполком решил создать Историко-революционный филиал краеведческого музея в отдельном здании, и его недострой был отдан под текстильный комбинат.

В общем, загадки таит не только «Мадрид», но и соседние дома.
Автор выражает признательность за помощь в подготовке материала работницам музея АО «Конар» Надежде Тарасенко и Валентине Косулиной, Объединенному госархиву Челябинской области и лично главному археографу ОГАЧО Галине Кибиткиной, а также Владимиру Михину, Игнату Погудину и Юрию Латышеву.


Мои Выводы:

1) Не прошло и 80 лет, а уже никто не может точно определить, когда были построены дома;
2) Странные градостроительные решения. Красивая католическая церковь не в центре города - значит нужно снести;
3) Тридцатые годы прошлого столетия. Целенаправленное стремление - все промышленные стратегические объекты расположить в центре города, замаскировать под гражданские жилые  и культурные  здания;
4) Во многих местах города, в центре на моей памяти сохранились яблони. В детстве на уроках краеведения так и говорили Монастырские Сады.
Прикрепления: 3287558.jpg(173Kb)
 
ЕленаКРДата: Среда, 10.05.2017, 22:37 | Сообщение # 6
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 83
Статус: Offline
ТАЙНА ЛИСТВЕННИЦ НА ПРОСПЕКТЕ ЛЕНИНА

Материалы газеты «МК-Урал», 26.03-02.04.2008 г.
Источник  http://urbibl.ru/Stat/Goroda_sela/listven_na_pr_lenina.htm

Даурские красавицы в центре Челябинска посажены 103 года назад по просьбе смертельно раненного офицера

Лиственницы


Горожане между собой называют это место «Зеленым уголком», даже не представляя, какую тайну хранят столетние деревья. Челябинские краеведы пытаются увековечить это место и рассказать южноуральцам историю даурских лиственниц. Дальневосточные лиственницы растут в самом центре южноуральского мегаполиса. Из 30-ти семян, что были посажены в 1905 году и пустили корни, осталось лишь пять. В начале двадцатого тысячелетия огромный сад губернского чиновника доходил аж до Алого поля. В 2003 году срубили три из оставшихся восьми диковинных деревьев. Зачем? Почему? Ни один из краеведов этого не знает.
— Вот мы и хотим сохранить оставшиеся пять вековых деревьев, — признается Павел Стромов, один из членов инициативной группы, — место, где они растут, необходимо объявить историческим.

У аристократа открыли госпиталь.
В те далекие годы по всей России возникали комитеты по оказанию помощи пострадавшим во время русско-японской войны 1904-1905 годов. В Челябинске председателем комитета был избран городской голова Александр Бейвель. Белые полотнища с красным крестом взметнулись над крышами зданий Переселенческого пункта (район стадиона Локомотив), Народного дома (ныне здание ТЮЗа) и дома Сапеги-Ольшанского (первый этаж д. 62-А по проспекту Ленина). В этих зданиях находились госпитали с ранеными русскими солдатами и офицерами.
В дом ссыльного польского аристократа, который добровольно предоставил его для искалеченных солдат, попал тяжелораненый русский офицер. Очень жаль, что до нашего времени не сохранились биографические данные героя русско-японской войны. Действительный статский советник Владислав Сапега-Ольшанский постоянно приходил к офицеру и разговаривал с ним о жизни. Понимая, что умирает, он попросил хозяина дома найти небольшую делянку для посадки семян дальневосточной лиственницы. Русский офицер вез их на свою родину в память о войне.
— Я выполню твою просьбу, — пообещал умирающему Владислав Фердинандович, — сегодня же мой денщик посадит семена.
Денщик Григорий Кучинский сделал все, как ему велели. При доме был большой сад, доходящий до середины сегодняшнего проспекта Ленина. Там и были посажены лиственницы, семена которых и привез раненый офицер. Его не стало через два месяца…
На следующий год после его смерти появились побеги. За росточками принялись ухаживать появившиеся в доме польского аристократа раненые защитники Порт-Артура. Инвалиды огородили побеги посадками сирени.
В наши дни это место скромно называют «Зеленый уголок». Не все южноуральцы знают о том, что в русско-японской войне участвовало около 17 тысяч земляков. Три с половиной тысячи солдат остались навсегда лежать на полях сражения.



Откуда в Челябе Порт-Артур
Памятник погибшим в русско-японскую войну.В селе Травники (Чебаркульского района Челябинской области) находится единственный в России памятник воинам-казакам, погибшим во время Русско-японской войны 1904 — 1905 годов, со скульптурой Георгия Победоносца.



Война началась в ночь на 28 января 1904 года. Об этом сразу стало известно в южноуральских губерниях. Весть о начале войны вызвала патриотический подъем среди народа и военных. Южноуральцы участвовали во всех крупных сражениях на Дальнем Востоке, многие были удостоены высоких наград.
Наши земляки сражались под Вафагоу, Ташичао, Ляолляном, Мукденом, на реке Шахе, обороняли Порт-Артур. Из истории известно, что за бои под Ташичао Андрей Смолин и Иван Скрыпов были удостоены знаком отличия военного ордена — Георгиевский крест. Мухаметжан Вахитов был призван на фронт из Верхнеуральска, служил на легендарном «Корейце». Вместе с крейсером «Варяг» сражался у корейского порта в ночь на 28 января 1904 года. Вахитов попал в плен и долгих два года находился в Японии. По возвращении на родину он был удостоен высоких наград. В Верхнеуральске его называли не иначе, как «японец».
Из Нижней Санарки, родины губернатора области Петра Сумина, на театр боевых действий отправилось 35 казаков. Особо из земляков отличился казак Тихон Игуменцев. Его наградили медалью «За оборону Порт-Артура». Особой честью — сфотографироваться с пленным японцем — Тихон Николаевич удостоился за храбрость и патриотизм.
Героизм проявили южноуральцы и в Мукденском сражении. Воины 214-го Мокшанского пехотного полка в течение 10-ти дней держали оборону на правом фланге русской армии. Из 4.000 штыков в строю осталось 700 бойцов. В битве погиб командир полка Петр Побыванец. Его привезли на родину и похоронили в Златоусте.
В память об этом сражении капельмейстер полка Илья Шатров написал ставший знаменитым на всю страну вальс «На сопках Маньчжурии». Он выжил в бою, и за храбрость командование наградило его орденом Святого Станислава.
Интересен тот факт, что провожать на фронт Мокшанский пехотный полк в Златоуст приезжал сам император Николай II . Государь лично благословил полки иконами и произнес напутственные слова русским воинам перед дальней дорогой.
После окончания войны казаки, солдаты, моряки, воевавшие с Японией, вернулись на родину. По всей России в то время установили памятники, часовни, церкви, увековечившие память погибших и пропавших без вести. На Южном Урале тоже были построены часовни и установлены памятники. В Челябинской области сегодня сохранилось всего три памятника и одна часовня. В селах Миасское, Травники, Степное и городе Юрюзани. В советские времена памятник в селе Миасское — камень, на котором высечены имена и фамилии убитых, умерших и пропавших без вести казаков, утопили в реке. Несколько лет назад селяне подняли памятный знак и установили в центре села, за памятником Владимиру Ленину.

А памятника нет…
К великому сожалению, в областном центре нет ни одного подобного памятного места в честь наших земляков. Неравнодушные челябинцы предложили депутатам городской Думы возродить память о погибших и считать территорию, находящуюся на пересечении проспекта Ленина и улицы Красной, мемориальной, историко-культурной.
— Мы хотим придать произрастающим в ее пределах пяти деревьям даурской лиственницы статус особо охраняемой природной территории местного значения, — сообщил краевед Владимир Борисов, — это событие должно стать одним из ярких и значимых в жизни нашего города.
Кстати, из мест сражения уже привезли капсулу с дальневосточной землей. Она взята сотрудниками генерального консульства Российской Федерации в городе Шэньяне на месте Мукденского сражения. Капсула, которую собираются заложить в подножие памятного знака, надежно хранит 30-летний челябинец Павел Стромов. Еще в школе Паша зачитывался романом Александра Степанова «Порт-Артур» и уже тогда решил полностью изменить свой образ жизни.
— Я плохо учился, хулиганил и просто не имел никакой цели в жизни, — вспоминает Павел Стромов, — когда в руки мне попалась эта книга, я стал другим человеком.
13-летний южноуралец заболел морем и твердо решил — станет морским офицером. Прежде всего, мальчишка подтянулся по всем предметам в школе. После окончания поступил в военное училище, правда, не в морское.
— Я стал офицером, — продолжает капитан внутренней службы, — теперь моя задача спасать людей.
Челябинец служит в центре управления силами федеральной противопожарной службы. Теперь в его жизни появилась новая цель — создать мемориал в память о погибших на русско-японской войне.
Кто бы мог подумать, что ветвистые деревья на перекрестке проспекта Ленина и улицы Красной имеют отношение к падению в 1905 году Порт-Артура в русско-японской войне. Пять даурских лиственниц, что растут в самом центре нашего мегаполиса, перешагнули вековой юбилей. Их посадили в 1905 году раненые солдаты.
Станислав БЕЛКИН.

Даурские лиственницы 112 лет Челябинск памятник неизвестному солдату

Вальс "На сопках Маньчжурии"



Из комментариев к этому видео: "Мокшанский полк на сопках Манчьжурии" такое название было у вальса а посвящен был подвигу  русских солдат.....214-й резервный Мокшанский пехотный полк в тяжелейших боях между Мукденом и Ляояном попал в японское окружение и постоянно подвергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Петр Побыванец отдал приказ: «Знамя и оркестр — вперед!..» Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел оркестр вперед за знаменем полка. Воодушевленные солдаты ринулись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение. В ходе боя погиб командир полка, от 4000 состава полка осталось 700 человек, из состава оркестра 60 человек в живых осталось только 7 музыкантов. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, Илья Шатров офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами на Анненской ленте (второе подобное награждение капельмейстеров), а оркестр удостоен почётных серебряных труб.
 
ЕленаКРДата: Суббота, 13.05.2017, 09:50 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 83
Статус: Offline
Трансформация памяти о Русско-японской войне 1904-1905 гг. на Южном Урале.

Опубликовано Антипин, Н.А.
Трансформация памяти о Русско-японской войне 1904-1905 гг. на Южном Урале // Наш край: прошлое, настоящее, будущее: Материалы научных студенческих конференций 2007-2008 гг., посвященных памяти канд. ист. наук, доцента кафедры отечественной истории и МПИ В.П. Латюшиной / Гл. ред. Г.С. Шкребень. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2009. - С. 32-36.Челябинский государственный университет

Согласно концепции французского историка П. Нора, «места памяти» (lieux de memoire) - это определенные точки пересечения, в которых складывается и концентрируется память общества. Главная функция мест памяти - сохранение групповой памяти. Изучение подобных мест (предметов, событий, людей, зданий, традиций, легенд, географических точек, окруженных особой символической аурой) позволяет проследить трансформацию восприятия какого-либо события в культурной памяти, для продолжительных временны?х отрезков, и коммуникативной памяти, для небольших периодов.

Появление на Южном Урале памятных мест, связанных с Русско-японской войной 1904-1905 гг., обусловлено вовлеченностью региона в военные события. В кампании участвовали оренбургские казаки, запасные, призванные из Оренбургской, Уфимской и Пермской губерний. В Челябинске, Златоусте, Миасском и Симском заводах действовали госпитали, лазареты и больницы для эвакуированных больных и раненых военнослужащих. Таким образом, война вошла в культурную память населения края.

До 1917 г. в Оренбургском казачьем войске появилось несколько памятников казакам участникам событий 1904-1905 гг. Ныне они сохранились в сёлах Миасское, Травники, Степное и пос. Наваринка  Челябинской области. Памятники в бывших казачьих станицах Миасской, Травники и Степной были построены около 1909-1910 гг. на пожертвования станичников и представляют собой каменные обелиски с посвятительными надписями и именами погибших и вернувшихся с войны казаков соответствующих станиц (кроме памятника в с. Степном, который не содержит имён). Жители пос. Наваринка на чугунной плите увековечили имя односельчанина казака Рубанова, погибшего на войне с Японией. Эта плита была закреплена на здании местной церкви.

Казачество, отличаясь самобытной культурой, наполняло памятные места соответствующей информацией. Наличие имён живых и погибших на одном камне свидетельствует о том, что памятники имели двоякую функцию. Памятные места увековечивали имена павших в боях, т.е. должны были вечно «поминать» погибших, на что указывает православная символика на обелисках, а плита в пос. Наваринке имела единственную поминальную функцию, располагаясь на стене храма. Также обелиски прославляли подвиги живых казаков, что выразилось в монументальности памятников и наличии символов воинской доблести (образ Георгия Победоносца, изображение знамён, кресты). Становясь достоянием общества, памятники приобщали к опыту войны жителей станиц, и, возможно, так происходило признание локальным обществом подвигов участников кампании. Таким образом, могло происходить своеобразное оправдание перед «обществом» и потомками за неудачи в боях: не они виновны в поражениях, т.к. воевали насмерть, что подтверждается погибшими и значительным количеством награжденных знаками Военного ордена.

Среди памятных мест, созданных после войны, выделяется памятник-часовня ныне расположенный в г. Юрюзань, который был построен в 1908 г. на пожертвования местных жителей и посвящённый погибшим юрюзанцам в морских боях с японским флотом. Этот памятник представляет собой часовню на четырех опорных чугунных столбах с шатровой, четырехскатной, крытой железом крышей. Венчалась маковкой и крестом. К юрюзанскому памятнику по назначению и функциям близко другое  памятное место, представлявшее собой могилу полковника 214-го пехотного Мокшанского полка П.П. Побыванца, погибшего в 1905 г. и похороненном в ограде церкви в г. Златоусте. Они выражают иной, отличный от казачьего, образ войны. Если казаки, связывали войну не только с потерей близких, но и героизмом, подвигом, славой, доблестью; то для не профессиональных военных образ войны замыкался на трагедии гибели людей. Поэтому места памяти в Юрюзани и Златоусте - это места скорби и поминовения павших за родину.

Революционный 1917 г. изменил сознание русского человека, трансформировал его культурную память. Русско-японская война приобрела иной смысл, озвученный в листовках социал-демократов в 1905 г. Произошло насильственное вытеснение из новой реальности прежних символов и идентичностей. Памятники войне с Японией на Южном Урале были уничтожены (могила П.П. Побыванца в Златоусте), разрушены или заброшены (в сёлах Миасское, Травники, Степное, в Юрюзани). В пос. Наваринка после уничтожения храма, осталась плита с именем погибшего казака, но она утратила прежнюю свою функцию, т.к. исчезла церковь.

Восстановление дореволюционных памятников началось в 1990-е гг., когда возникла потребность в создании или восстановлении прежде существовавших символов, в установлении связи с дореволюционным прошлым. Обратный процесс «возвращения» репрессированных или забытых образов, заново приобретающих свое значение, коснулся памятных мест, связанных с Русско-японской войной. Инициаторами восстановления давно ушедшей символики явились церковь, казачество, военно-историческое общество.

Естественно, сегодня памятные места Русско-японской войны, сохранившие свои физические очертания, не могут вновь приобрести свои первоначальные функции. Так, возрождение казачества повлекло за собой восстановление его традиций и истории, но сегодня памятники участникам войны 1904-1905 гг. в бывших казачьих станицах, приобрели функцию установления преемственности нового казачества с дореволюционным и демонстрации героического прошлого казаков. Укрепление позиций Православной церкви способствовало реставрации часовни в Юрюзани, как места богослужения, тем более что она расположена на кладбище. В 2005 г. в Златоусте военно-исторический клуб установил памятный крест с именем полковника П.П. Побыванца, однако могила полковника утрачена и вряд ли когда-нибудь будет найдена. Сооружение креста - это попытка воссоздания памятного места, которое бы напоминало о герое и подвигах Мокшанского полка в Мукденском сражении. Другие памятные места, например в пос. Наваринке, не вернули себе прежнее значение, что возможно лишь при восстановлении храма.

Южно-Уральская ассоциация генеалогов- любителей. Город Челябинск http://uralgenealogy.ru/content/view/341/215/

По материалам статьи Н.А. Антипина "Свидетели века.


Памятник казакам станицы Миасской, участвовавшим в русско-японской войне 1904-1905 гг. Село Миасское, Красноармейский р-н. Современный вид. Фотография Н.А. Антипина 2004 год.


Памятник казакам станицы Степной, погибшим в русско-японской войне 1904-1905 гг. Село Степное, Пластовский р-н. Современный вид.



Памятник казакам станицы Травники, участвовавшим в русско-японской войне 1904-1905 гг. Село Травники, Чебарскудьский р-н. Современный вид. Фотография Н.А. Антипина, 2003 год.



Памятник-часовня погибшим в русско-японской войне 1904-1905 гг. матросам, уроженцам Юрюзанского завода. Центральная часть городского кладбища Юрюзани. Город Юрюзань, Катав-Ивановский р-н. Современный вид. Фотография Н.А.Антипина, 2003 год.

Памятники Русско- японской войны 1904-1905 годов Челябинской области.


"Я специально убрал сокращения слов, имеющиеся на памятнике. Читаем.

Ур(ядник) Кавалер Евгений Стеф(анович) Воронцов, Ур(ядник) Кавалер Георгий Анд(реевич) Коптев, Андрей Федоров(ич) Черкасов, Илья Канашов, Михаил Михайлов(ич) Черкасов, Григорий Федоров(ич) Шумов, Федор Петров(ич) Загвоздин, Алексей Михайлов(ич) Васильев, Василий Семенов(ич) Курбатов, Степан Петров(ич) Шевяков, Ал(ексей) Дм(итриевич) Устьянцев. Казаки: Алексей Иван(ович) Пермяков, Андрей Филинских, Ефим Ив(анович) Поздеев, Александр Петров(ич) Вторушин, Ур(ядник) Кав(алер) Дмитрий Николаев(ич) Казанцев, Иван Иванов(ич) Пашнин, К(азак) Алексей Антонов(ич) Евсеев, Михаил Афан(асьевич) Пашнин(? неразборчиво), Ур(ядник) Кав(алер) Як(ов) Вас(ильевич) Пашнин, Григорий Ник(олаевич) Филинских.

И вверху: В живых оставшиеся вахмистра и урядники 4-й и 5-й сотен 11 полка Григорий Пашнин, Иван Ник(олаевич) Воронцов, Прокопий Ив(анович) Кашников."

На заметку: "Особые почести- сфотографироваться с пленным японцем".
Выводы:
1) До революции 1917 года на памятниках, посвященных проявленному героизму воинов  в ответственном сражении, писали имена и погибших, и выживших. Сейчас пишут только погибших, то есть автоматически умалчиваются свидетели.
2) Вполне возможно, что памятники Воинам- это ритуал предыдущей Цивилизации. Армейские бессмертны, так что упоминали всех героически отличившихся- и погибших, и живых.
 
ЕленаКРДата: Среда, 31.05.2017, 12:07 | Сообщение # 8
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 83
Статус: Offline
Война, голод и "бабий бунт".
В годы Первой мировой Челябинску пришлось несладко. Население жило впроголодь, недовольство народа крепло с каждым днем. Первый в истории города «бабий бунт», казалось, как-то повлиял на ситуацию – но вскоре цены на продукты вновь стали расти.

Как власть пыталась решить проблему? Зачем пришлось рубить городской бор? И с какими требованиями челябинские женщины вышли на новый бунт? О битых стеклах, продовольственных карточках и пропавших без вести солдатах – в новом выпуске программы.

Оригинал материала: http://chelyabinsk.74.ru/text/history/788577.html



В традиционной истории много эпизодов, когда недовольные пошли и разгромили или стекла, или сверх производительные станки. Чтобы у всех была работа, хоть какая- нибудь. Иногда это выглядит абсурдно. В случае с разгромом станков. Конечно, эти случаи были, которые потом тиражировались на другие ситуации.
 
ЕленаКРДата: Суббота, 15.07.2017, 22:49 | Сообщение # 9
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 83
Статус: Offline
Ворота в Азию, Челябинск: соцгород ЧМЗ
Источник  Ворота в Азию, ч.18. Челябинск: соцгород ЧМЗ
А в этой части я хочу вам рассказать о Соцгороде металлургического завода (ЧМЗ) — большом районе миллионного Челябинска, расположенного в северной части города. Возник он в грозные годы войны — в 1942-м, и постепенно вырос в большой массив, сопоставимый с каким-нибудь 150−200-тысячным городом. Пост предназначен в основном любителям советской архитектуры, тут будет много вкусного: монументальный сталианс, Восточная Пруссия на Урале, церкви, кирхи, фонари и малые формы


Памятник металлургам в створе ул. Сталеваров, на пересечении с шоссе Металлургов
1. Улица Сталеваров упирается вот в этот дом, идя далее чуть правее, уже более узкой улочкой. В центре — памятник металлургам, что на заглавном снимке поста.
 2. Трамвай идёт по шоссе Металлургов. За ним — сталинский дом: к сожалению, весьма обшарпанный сверху, но идеально вылизанный внизу.   

 
       
 3. А вот с этого скромного домика в 1942 году начинался Соцгород Челябинского металлургического завода (ул.Сталеваров).
 
     
 4. Осколки Восточной Пруссии на Урале: в Соцгороде на строительстве домов до 1950 года трудились пленные немцы.                                                                                 
 
                                               
5. Во многих местах соцгород «прорастает» современными домами.
 

 6. Подъезд с конфеткой. Она поставила меня в тупик, ибо я не смог догадаться, что в глубине квартала означает эта конфета. Бывший кондитерский?                                                           
 
             
 7. Икарус от «Мечела» (так сейчас именуется финансовая группа, владеющая ЧМЗ).     
                               
8. Выходим в створ улицы Богдана Хмельницкого, на пересечении со Сталеваров. Вдалеке, за огромными елями — Дворец Металлургов.
 
                               
9. Вот его центральный фасад, во всём великолепии.


10. Металлургическая девушка на самом верху — центр композиции Дворца                               
 

11. Фонари близ Дворца Металлургов. Они мне напомнили «шпееровские» в Берлине, у Тиргартена.                                                              

12. Окаймляют ул. Богдана Хмельницкого красные звёзды с фонарями внутри.                                                                                   
                             
    13. Часы на широком зелёном бульваре.                                                 
                               
14. Поздний сталианс — ныне колледж ЧМЗ (скорей, даже уже немного «ободранный» постановлением 1955-го г.). Проект хороший, а строили, экономя материалы, что хорошо сейчас видно. 
                                                                                                                                                                                                                                           
   
15. Оформление псевдоколонн (пилястр).
 
                   
   
                             
16. Кинотеатр «Россия» (осовремененный).
                                    
17. Застройка начала 1950-х.
 
                             
18. На торце одной из брежневок заметили мемориальную доску и цветы. Подошли, посмотрели: оказалась, доска директору Челябинского Металлургического комбината Тулину Николаю Алексеевичу, который жил в этом доме с 1966 по 1975 г., и отсюда же уехал в 1975 г. в Москву зам. министром чёрной металлургии СССР. Вот так скромно, как все, жили «красные директора» косыгинского поколения — а ведь это был «командир» гигантского комбината, одного из крупнейших в Союзе. 

                               
 Представить себе, что владелец ЧМЗ сейчас будет жить рядом с обычной «пиплой», просто невозможно.
 
                               
19. Ладно, идём дальше. На одной из улиц, где низкоэтажная застройка, заприметил аутентичную вывеску 1980-х: «Булочная».

                                 
20. Лепнина «ЧМЗ» на фронтонах.
 
                             
21. В Соцгороде есть целый район «немецкой» застройки — где строили дома пленные немцы. Вот, например.
 
                             
 22. И ещё, образец «немецкой» застройки.

                               
23. Оформлен и исполнен он очень тщательно.
   
                             
24. Католический костёл Непорочного Зачатия в Соцгороде.
 
                             
 25. И ещё одна: это протестантская кирха.
                                 
А вообще, очень интересный райончик — тут я отобрал лишь небольшую часть картинок.
                                 
На этом мы с Челябинском прощаемся и отбываем на юго-запад.
Экспедиция «Ворота в Азию — 2009», полное содержание

Еще
Потерянная Германия на краю Челябинска.
Источник
 Оригинал материала: http://chelyabinsk.74.ru/text/city/139540572655616.html
В этом выпуске «Черты города» прогуляемся по Европе. Правда, ехать за границу нам не придется. Мы заглянем в немецкий квартал, расположенный в Металлургическом районе Челябинска. Колоритные дома из бурого кирпича по улице Социалистической – словно островок Германии.Типовые панельные многоэтажки по соседству с ними выглядят как унылый фон, образец примитивизма. Жителям Челябинска известны лишь скупые факты о баварских домах с выразительной архитектурой. Они построены пленными немцами где-то в 40-х – только и всего. Однако мы нашли очевидца этой стройки, который и стал нашим проводником в историю появления этого необычного квартала.Кому была нужна «Маленькая Германия»?Кто проектировал необычные сооружения с прямоугольными эркерами и просторными парадными?Почему улицу Социалистическую называли переулком Любви?Какая пропасть разделяет кирпичную архитектуру военных лет и вульгарные постройки начала 2000-х?Ответы на эти вопросы в новом выпуске программы «Черта города» на сайте 74.ru.

Улица Социалистическая



"Семь чудес света" в Челябинске. Металлургический район- город в городе.



"Дом, в котором я живу". Фильм к 70- летию Металлургического района 

 
Форум » Тематические форумы » История Стран и Городов » История Челябинска и Челябинской области (История Челябинска и Челябинской области.)
Страница 1 из 11
Поиск:

Архангел МихаилВойна на НебеОбстрелКак погибла СпартаГеоргий Победоносец

Copyright Сандра Римская © 2013 - 2017